Думай о хорошем: чем выше ожидания, тем лучше оценки

Студенты делятся на тех, кто идет на экзамены с оптимизмом, порой не вполне оправданным, и тех, кто, как бы усердно ни готовился, все равно уверен, что все будет плохо и он получит в лучшем случае трояк. Профессор департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Анатолий Пересецкий и Ян Магнус из Vrije Universiteit в Амстердаме решили выяснить, кто лучше в результате сдает экзамены: оптимисты или пессимисты (подробно об исследовании можно прочитать в материале «Прогноз имеет значение» в журнале «IQ ВШЭ»).

Для этого они поставили эксперимент над 600 студентами 2 курса Международного института экономики и финансов (МИЭФ) НИУ ВШЭ. В течение первого и второго года учащиеся проходят статистику и сдают по программе три письменных экзамена — в октябре, декабре и марте. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, — 100. Во время перерыва на экзамене исследователи спрашивали студентов, на какие оценки они рассчитывают. Причем тем, чьи прогнозы будут максимально близки к реальности, обещали бонус в виде дополнительного балла. Это было сделано для того, чтобы респонденты старались дать как можно более точный прогноз.

НА ФОНЕ ВЫСОКИХ ОЖИДАНИЙ У СТУДЕНТОВ ВЫШЕ АМБИЦИИ, ПОЯВЛЯЕТСЯ БОЕВОЙ НАСТРОЙ

«Результаты проведенного исследования показали, что при одинаковых успехах в учебе те учащиеся, которые рассчитывают на более высокие баллы, в реальности их получают. То есть исследование опровергает тезис о том, что уверенные в хороших результатах студенты хуже учатся, потому что тратят на это меньше времени и усилий». Как говорится в исследовании, скорее всего, «на фоне высоких ожиданий у студентов выше и амбиции, боевой настрой, настойчивость и, как следствие, вероятность успеха».

Интересно, что исследование позволило выявить, что юноши и девушки немного по-разному оценивают свои силы: студентки более осторожны в прогнозах, но, как правило, именно они оказываются ближе к истине. Их ожидания были более рациональны, а к третьему экзамену практически полностью совпадали с реальностью. Это говорит о том, что девушки быстрее учатся прогнозированию.

Юноши же чаще переоценивают свои способности, причем чрезмерный оптимизм характерен для них не только в учебе — аналогично они ведут себя и при прогнозировании экономических и финансовых сторон жизни, например, цен на жилье, безработицы или инфляции. Женщины, как правило, и тут менее оптимистичны и тоже более близки к реальности. Такие выводы были сделаны на основании зарубежных исследований.

Мужчины также предъявляют более высокие требования к зарплатам — их финансовые ожидания примерно на 40% выше, чем у женщин. Как и в случае с оценками, этот оптимизм часто играет им на руку, приводя, как правило, к улучшению результата. Ученым удалось выяснить: чем выше зарплатные требования соискателей, тем больше оказывается их доход на следующем месте работы. Завышение всего на 1% наименьшей суммы, за которую человек согласен трудиться, сопровождается увеличением фактической зарплаты на четверть процента.

Экономисты и эксперты в области образования советуют смотреть в будущее смело и с оптимизмом: от этого в любом случае будет больше пользы, чем от чувства неуверенности в собственных силах.